|
Информация для родителей |
Единственное место, где тебя ждут,
верят, любят и прощают — дом,
где живут твои родители.
Советы родителям
I. Некоторые особенности младших школьников. Запомните их – это пригодится. *учебная деятельность – главный вид деятельности младшего школьника, определяющий развитие мышления, мотивации учения, самосознания ребенка; *младший школьник целиком зависит от значимых взрослых, необыкновенно привязан к близким; *возраст особого влияния родителей на формирование у детей взглядов на жизнь, ценности и идеалы, отношение к миру, к людям, к делу, к оценке своего и чужого труда; *сильными и ведущими в этом возрасте являются социальные мотивы учения: отметка, похвала, награда (но! отметка не должна превращаться в фетиш и самоцель); *самооценка младшего школьника более адекватна, чем у дошкольника, зависит от школьной успеваемости. Это лишь небольшие штрихи к портрету младшего школьника, но очень важные для построения продуктивных взаимоотношений учеников, учителей и родителей. II. Чем отличается «оценка» от «отметки»? * «отметка» не тождественна «оценке»; * «оценка» - это словесный развернутый анализ достоинств и недостатков качества выполненной работы. В оценке взрослый разъясняет положительные и отрицательные стороны ответа (работы) ученика, отмечает какие произошли изменения в прилежании, дает рекомендации и только затем, как вывод сказанного называет… *отметку. Отметка – это условно-формальное отражение словесной оценки в баллах (1, 2, 3, 4, 5); * необходимо развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы (ответа). Как эту способность сформировать? 1 шаг – взрослый сам объясняет ребенку, что у него получилось хорошо, а что не удалось (в доброжелательной форме), 2 шаг – взрослый и ребенок вместе оценивают результат работы, 3 шаг – ученики предлагают самостоятельно проанализировать качество своей работы. III. Дорогие родители! В вашем отношении к отметке важно: - помнить, что отметка в процессе обучения не главное. Главное – что узнал, чему научился; - не злоупотреблять вопросом: «Какая у тебя сегодня отметка?» - составить свою систему поощрений и наказаний в связи с учебными успехами и неудачами; - не сравнивать отметки своего ребенка с отметками одноклассников; - помнить, что отметка – это не оценка всей личности человека, а лишь конкретной работы, задания, ответа; - анализировать вместе с ребенком, в чем причины не очень высокой отметки по тому или иному школьному предмету: невнимательность, не успел, не понял и т. д. - сказать «НЕТ!» денежному вознаграждению детей за хорошие отметки в школе. Учеба – это НЕ такая же работа как у взрослого человека.
Елена ДАНИЛОВА кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ
Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе. Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу». Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников. Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых. Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной. Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения. «В школе ребенок выступает объектом перманентных социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация «поворачивает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания» (А.В. Захарова, 1998). Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов». Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки. Осложняющим фактором является и то, что критерии, по которым оцениваются результаты учения, для детей недостаточно ясны и во многом неопределенны.
ОЦЕНКА И ОТМЕТКА
Оценка не тождественна отметке. Оценка — это процесс оценивания; отметка — результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах. Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку. Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь объявлением отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил «пятерку», а сегодня — «тройку». Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем. Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол — отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого — жесткий, безжалостный, неумолимый... Ребенок старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» (В.А. Сухомлинский, 1969). К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю». Психолог Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица». Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ
Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего — с матерью. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника. Причины неэффективности обучающих воздействий матери могут быть разными. Одна из них, не самая очевидная для родителей, но нередко встречающаяся, — несовпадение стилей познания ребенка и матери. Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или сложного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным. Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс. Специальные психологические исследования (Э.М. Сагилян, 1999) показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы.
Назовем важнейшие параметры, по которым могут совпадать (или не совпадать) когнитивные стили матери и ребенка.
— направленность в изучении материала: от общих закономерностей к конкретным примерам или, наоборот, движение от фрагментов к целому, от элементов к системе; — умение связывать вновь изучаемый материал с уже имеющимися знаниями; — форма восприятия материала: абстрактная, опирающаяся на общие схемы и формулы, или конкретная, сопровождающаяся наглядными иллюстрациями (либо опорой на собственный жизненный опыт ребенка); — умение самостоятельно контролировать выполнение домашних заданий, давать оценку качеству своей работы; — наличие (или отсутствие) склонности к конкретным учебным предметам; — эмоциональная насыщенность общения матери и ребенка в процессе выполнения домашних заданий.
Когнитивный конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери — внимание к деталям и частностям. К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры. К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери — повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный. Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной. Следствием возникающего когнитивного конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома учебной работе. Совместное с матерью выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми конфликтными отношениями между ребенком и взрослым. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого. Понимание взрослым особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. Матейчек З. Родители и дети. М., 1992. Популярная психология для родителей. М., 1988. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.
Контактные телефоны:
адрес |
Контактный
телефон |
ФИО
руководителя
ОО |
Адрес эл.почты |
606210
Нижегородская
область
г.Лысково
ул.Чехова
д.21
|
(83149)58165
(83149)58774
|
Блинова
Ирина
Анатольевна
(директор)
Чехлова
Ольга
Юрьевна
(зам. директора)
Кошелева
Наталия
Евгеньевна
(зам.директора) |
mou-
3@yandex.ru
mou-
3@yandex.ru
|
Расписание уроков на 2017-2018уч.год.
Понедельник |
Вторник |
Среда |
1.Кл.час
2.Литературное чтение
3.Математика
4.Физкультура
5.Русский язык
|
1.Английский язык
2.Математика
3.Окружающий мир
4.Технология
5.Русский язык
|
1.Математика
2.Литературное чтение
3.Физкультура
4.Музыка
5. ОРКСЭ
|
Четверг |
Пятница |
Суббота |
1.Английский язык
2.Информатика
3.Окружающий мир
4.Технология
5.Русский язык
|
1.Математика
2.Физкультура
3.Литературное чтение
4.Русский язык
|
|
Расписание |
звонков на 2017 |
- 2018уч.год |
Первая смена
Понедельник
8.00 ч. - 8.30 ч.– единый классный час
1 урок 8.40 ч. - 9.25 ч.
2 урок 9.40 ч. - 10.25 ч.
3 урок 10.45 ч. - 11.30 ч.
4 урок 11.50 ч. - 12.35 ч.
5 урок 12.45 ч. - 13.30 ч.
6 урок 13.40 ч. - 14.25 ч.
Вторник – Суббота
1 урок 8.00 ч. - 8.45 ч.
2 урок 8.55 ч. - 9.40 ч.
3 урок 10.00 ч. - 10.45 ч.
4 урок 11.05 ч. - 11.50 ч.
5 урок 12.00 ч. - 12.45 ч.
6 урок 12.55 ч. - 13.40 ч.
|
Вторая смена
Понедельник
1 урок 12.45 ч. - 13.30 ч.
2 урок 13.40 ч. - 14.25 ч.
3 урок 14.40 ч. - 15.25 ч.
4 урок 15.35 ч. - 16.20 ч.
Вторник – Суббота
1 урок 12.55 ч. - 13.40 ч.
2 урок 13.55 ч. - 14.40 ч.
3 урок 14.50 ч. - 15.35 ч.
4 урок 15.45 ч. - 16.30 ч.
|
|
Расписание внеурочной деятельности на 2017-2018учебный год
Дни недели |
Направление |
Спортивно-
оздорови-тельное |
Общекуль-турное |
Общеинтел-лектуальное |
Социальное |
Духовно-нравственное |
Понедель
ник |
|
Кружок "Умелые руки", 1 ч. ДДТ |
|
|
|
Вторник |
Самбо,
Ритмическая гимнастика,
ДЮСШ
1,5ч |
|
|
|
|
Среда |
|
Кружок "Умелые руки", 1 ч.
ДДТ
|
|
Кружок " Мир добра"
1ч. |
"Юный читатель"
Библиотечный урок,1ч |
Четверг |
Волейбол |
|
|
|
|
Пятница |
Самбо,
Ритмическая гимнастика,
ДЮСШ
1,5ч |
|
|
. |
|
Суббота |
Волейбол |
|
Элективный курс «Юный исследова
тель»1 ч. |
|
|
Полезные сайты:
Информация на сайте Средней школы №3 г.Лысково |
|
|
| |